PostHeaderIcon Понятие о сертификации

Точная, объективная и достоверная оценка качества продукции основывается на сравнении фактических характеристик и свойств продукции, определенных экспериментально, с теми, которые установлены в нормативных документах.

Сертификация (в переводе с латыни "сделано верно") относится к наиболее общей формой оценки качества. Она основывается на проведении испытаний и оценке условий производства сертифицируемой продукции, контроле за выполнением этих процедур и надзоре за качеством со стороны независимого органа.

Благодаря сочетанию этих действий сертификация служит гарантией строго соответствия характеристик продукции установленным требованиям, а также эффективным средством и стимулом повышения качества ее.

До 60-х годов сертификация изолированно развивалась в отдельных странах. С конца 60-х годов сертификация широко распространяется благодаря ориентации международной торговли на товары "рыночной новизны". В 1970-1980 гг. Международной организацией по стандартизации (ИСО) совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) был обобщен опыт ряда стран по проведению сертификации и разработан комплекс методических материалов и рекомендаций. Разработка и применение международных и региональных систем сертификации создали условия для организации в 1993 году единого европейского рынка (18 стран). В связи с этим была проведена унификация технических норм и правил, разработан европейский сертификат на системы обеспечения качества. В 1987 году ИСО была утверждена серия международных стандартов ИСО 9000 – ИСО 9004, воплотивших опыт различных стран.

Изменение государственного устройства в России создали условия прямого выхода на внешний рынок, что потребовало создание государственной системы сертификации. В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" от 7 апреля 1992 года, все товары, работы и услуги, к которым относятся обязательные требования стандартов, подлежат обязательной сертификации. Реализация товара, выполнение работ, оказание услуг без сертификата запрещаются.

Закон "О сертификации продукции и услуг" в РФ был принят 10 июня 1993 года (с изменениями от 27. 12. 1995, 2.03.1998 г., 31. 07. 1998 г., 25. 07. 2002 г.). Этим законом были установлены правовые основы сертификации продукции , а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация (третья сторона) удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Цели сертификации:

  1. Создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международной торговле;
  2. Содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
  3. Защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца);
  4. Контроля безопасности продукции для окружающей среды;
  5. Подтверждения показателей качества, заявленных изготовителем.

Особенностью сертификации является то, что юридическое соответствие заявленных характеристик продукции требованиям НТД подтверждается специальным документом – сертификатом соответствия или знаком соответствия.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Обязательной частью сертификата является сертификат пожарной безопасности. Сертификат может относиться ко всем требованиям стандарта или конкретным характеристикам продукта.

Знак соответствия – зарегистрированный знак, которым подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Получение сертификата или знака накладывают определенные обязательства на изготовителя. При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется по всей территории РФ.